Женевская конвенция, как и уставы отдельных обществ К. креста, предусматривают возможность вспоможения больным и раненым на войне со стороны К. креста нейтральных (не воюющих) народов. Такая помощь обыкновенно распределяется равномерно между воюющими сторонами. Впервые содействие нейтральных народов в деле вспоможения больным и раненым на войне проявилось в австро-прусскую войну 1866 г., но наибольших размеров оно достигло в франко-германскую войну 1870 г. Еще берлинская конференция 1869 г. пыталась дать помощи нейтральных известное единство и устройство и рекомендовало женевскому международному комитету К. креста открывать близ театра войны бюро для корреспонденции и справок всякого рода. Вследствие этого возникло "Международное агентство в Базеле" (bureau de correspondance et de renseignements), которое действовало с июля 1870 г. до окончания войны. Через посредство этого агентства воюющим из разных стран доставлены были пожертвования, которые достигли деньгами 650 тыс. франков, да вещами не менее. Агентство оказывало свое содействие только больным и раненым и уклонялось от заступничества за пленных и здоровых; тем не менее через кассу его прошли 534 тыс. франк., посланные последним от родных и знакомых. Особенно важны были услуги, которые агентство оказывало, собирая сведения о пропавших солдатах, равно как о раненых французах, попавших в Германию. Пособия со стороны нейтральных выражались в самых разнообразных формах. Из 15 центральных комитетов К. креста только три воздержались от содействия воюющим: копенгагенский, нью-йоркский и константинопольский (последний едва ли и существовал иначе как номинально). Одна Англия дала деньгами 7,5 млн. франков; Испания и Португалия прислали свои вина, Италия открыла лечебную станцию в Паланца на Лаго-Маджоре, Швейцария снабжала госпитали альпийским льдом, Россия отрядила 34 военных врача и жертвовала деньгами и вещами; наибольшую ревность выказала Голландия, самые отдаленные колонии которой не отставали от метрополии. В русско-турецкую войну 1877-78 гг. помощь со стороны нейтральных по многим причинам была более ограниченная, а во многих случаях носила односторонний характер, маскируя чуждые К. кресту политические тенденции. В Триесте устроено было агентство наподобие базельского, но оно собрало лишь 57 тыс. франков. Сами воюющие, пока были еще нейтральными, помогали своим позднейшим союзникам. Россия до войны 1877 г. послала много пособий в Цетинье и Белград. Румыния сначала предложила свои услуги обеим воюющим сторонам, но Турция их не приняла на том характерном основании, что "не принято никаких мер для внушения ее войскам уважения к К. кресту". Германия доставила России несколько санитарных поездов. Новейшие законодательства значительно ограничивают непосредственную помощь нейтральных. Французский закон 1878 г. допускает ее лишь с разрешения военного министра и безусловно подчиняет ведению французского центрального комитета К. креста. Германский закон 1887 г. совершенно исключает непосредственную помощь нейтральных на самом театре военных действий, допускает же ее лишь внутри Германии, но и то с особого разрешения военного министерства. Открытым остается вопрос о деятельности обществ К. креста во время междоусобных войн, восстаний. Во время восстания в Боснии и Герцеговине (1881 г.) центральный комитет К. креста посылал пособия восставшим.
Общества Красного креста — учреждения прежде всего национальные. Государства не только допускают содействие обществ К. креста в уходе за больными и ранеными на войне, но и рассчитывают на него. Международны они только по общему воодушевляющему их духу, по общности цели. Органом, связующим все общества К. креста, является международный комитет К. креста, существующий в Женеве с 1863 г. Комитет этот проявляет весьма плодотворную деятельность: многие конференции, так или иначе касавшиися женевской конвенции, созывались по его почину, и в их трудах он принимал живое участие; он склонял правительства к принятию женевской конвенции, а во время воины заботился о соблюдении ее; с 1869 г. он издает "Bulletin international des Sociétés de la Croix Rouge", в котором тщательно следит за всем, что касается женевской конвенции. Но все же это только частное учреждение, хотя и пользующееся громадным нравственным авторитетом. Для обсуждения общих вопросов, касающихся вспоможения больным и раненым на войне, и для облегчения взаимных сношений между центральными комитетами различных стран созываются международные конференции обществ К. креста, обыкновенно раз в 5 лет; таких конференций было пять: 1867 г. в Париже, 1869 г. в Берлине, 1883 г. в Женеве, 1887 г. в Карлсруэ, 1892 г. в Риме. В основу устройства обществ К. креста положены начала децентрализации подготовительной деятельности во время мира и централизации во время войны. Наиболее трудным вопросом в организации обществ К. креста является определение их отношений к военным властям. В известной степени они неизбежно должны подчиняться военному порядку, но такое подчинение не должно быть сопряжено с стеснением их свободы в сфере законной их деятельности. Новейшие законодательства стремятся к установлению гармонии между обществами К. креста и военными властями, не всегда, однако, без ущерба для автономии первых. Совершенной независимостью пользуется К. крест в Англии. Там, где общество К. креста возникло по инициативе правительства (Голландия, Испания), высшее руководительство его деятельностью сосредоточено в руках государственных органов; но и в других зап.-европейских государствах общества К. креста поставлены в непосредственную зависимость от правительств. Так, в Италии центральный комитет в Риме подчинен военному министру и президент его назначается королем по представлению министров военного и морского. Во Франции К. крест непосредственно подчинен военному министру и главному управлению военно-санит. частью; обществу К. креста предоставлено исключительное право на вспоможение больным и раненым на войне: всякий другой союз, желающий принять в этом участие, должен примкнуть к обществу. В Германии к добровольной помощи больным и раненым на войне допускаются только такие общества, которые подготовляются к ней во время мира, т. е. общества К. креста и рыцарские ордена. Эта добровольная помощь рассматривается как составной элемент военно-санитарной части. Вся деятельность обществ К. креста на театре военных действий направляется из главной квартиры особым императорским комиссаром, который назначается уже в мирное время; при отдельных армиях, корпусах и т. п. состоят уполномоченные обществ К. креста. Содействие К. креста должно проявляться, главным образом, в тылу действующей армии, где общества К. креста своими личными и материальными средствами усиливают и дополняют деятельность медицинско-полевой части; только в исключительных случаях и с особого разрешения общество К. креста может распространить свою деятельность за эту линию, на самое поле сражения [Против этой тенденции новейших законодательств ограничить деятельность обществ Красного креста тылом действующей армии направлена резолюция пятой международной конференции, рекомендующая центральными комитетам обратить особое внимание на устройство вблизи поля сражения лазаретов для больных и раненых, которые не могут быть переносимы дальше, и на уход за последними в санитарных установлениях первой и второй линии.]. Во время мира общества К. креста в отдельных государствах Германии сохраняют свою независимость. Связующим между ними звеном является общегерманский центральный комитет в Берлине, который образуется путем усиления состава центрального комитета прус. К. креста представителями обществ других германских государств; голоса в этом центральном комитете распределены между отдельными государствами на тех же основаниях, как и в германском союзном совете. Общегерманский центральный комитет К. креста не имеет исполнительной власти: это установление исключительно совещательное. В военное время главное управление делами К. креста внутри государства на протяжении всей империи переходит к военной инспекции, в главном комитете которой (Centralstelle) в Берлине участвуют 5-6 членов центрального комитета прусского К. креста и 4-6 представителей от К. креста других германских государств. В Пруссии, как и в Баварии, общество К. креста распадается на союзы провинциальные, окружные и местные. Предполагается, что в каждом государстве Германии (в Пруссии — в каждой провинции) общество К. креста должно подготовить личные и материальные средства для своего корпуса. Наряду с мужскими обществами Красного креста существуют в Германии и женские, которые во время войны обыкновенно подчиняются мужским центральным комитетам К. креста. Они образуют союз, имеющий постоянный комитет и периодические съезды; органом его служит издающийся с 1875 г. "Deutscher Frauenver-band". Всех обществ К. креста, мужских и женских, в Германии около 2000. Общегерманский центральный комитет К. креста располагает на случай войны капиталом в 1,5 млн. марок; центральный комитет прусского (мужского) К. креста — приблизительно таким же. В Австро-Венгрии два общества К. креста — одно в Цислейтании, другое в Транслейтании; в состав их входят и женские общества, ограничивающиеся подготовлением личных средств (сестер милосердия) или вспоможения больным и раненым на войне. Для объединения их деятельности император назначает покровителя-наместника из членов палаты господ; во время войны оба общества действуют сообща. Австрийское общество К. креста слагается приблизительно из 400 местных обществ и располагает имуществом на 3,5 млн. гульденов; венгерское общество К. креста разветвляется на такое же приблизительно число местных обществ и владеет имуществом на 1,5 с лишним млн. гульденов. Дамский комитет К. креста, но без самостоятельного круга деятельности, существует и во Франции.
В России инициатива учреждении общества Красного креста принадлежит фрейлине М. С. Сабининой, к которой присоединились баронесса Фредерикс и лейб-медики Ф. Я. Карелль и П. А. Наранович. 3 мая 1867 г. Высоч. утвержден был устав общества попечения о раненых и больных воинах, которое в 1879 г. переименовано было в Российское общество К. креста и с самого начала своего существования состоит под покровительством ныне вдовствующей Государыни Императрицы. Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. общество имело двух главноуправляющих — одного при главной квартире (кн. Черкасский), другого в тылу армии (Н. С. Абаза). По соглашению общества с военным министерством оно обязалось устроить внутри государства самостоятельные санитарные учреждения на 16000 кроватей (с уплатой от военного министерства по 40 коп. в сутки за каждого больного). На театре военных действий помощь общества должна была иметь вспомогательный характер (снабжение военно-походных лазаретов санитарными предметами, перевязочным материалом, медикаментами, санитарным персоналом и т. п., устройство перевозочных средств для доставления больных и раненых в военно-временные госпитали). Для выполнения этой программы требовалась сумма в 1350000 р., в кассе же главного управления общества было лишь 150000 руб. Для пополнения этого недостатка главное управление не обратилось ни к общественной благотворительности, ни к средствам своих местных управлений и комитетов, достигавших тогда до 500000 р., но предпочло взять субсидию от военного министерства. Устройство подвижных лазаретов К. креста вблизи театра военных действий, приютов для выздоравливающих, этапов по эвакуационному пути, перевязочных отрядов для подбирания с полей сражений тяжелораненых и подания им первоначальной помощи — не было допущено. Все это впоследствии устроилось силой обстоятельств, вопреки запретам, но с потерей драгоценного времени, без систематического плана и подготовительных работ. Вследствие этого результаты, достигнутые Российским обществом К. креста в войну 1877-1878 гг., не вполне соответствовали ни энергии деятелей К. креста, ни готовности к пожертвованиям, которую проявил русский народ. Общество собрало в эту войну до 9363000 руб., и доходы его превысили расходы на 114000 руб. Указания опыта 1877-78 гг. в значительной степени приняты были во внимание при разработке нового устава общества, Высоч. утвержденного в 1889 г., измененного и дополненного в1893 г. Согласно этому уставу. Росс. общество К. креста имеет целью содействовать отечественной военной администрации в уходе за ранеными и больными воинами во время войны. В мирное время общество: а) принимает деятельные меры к возможно широкому обеспечению своих потребностей для военного времени; б) оказывает помощь увечным воинским чинам и в) помогает пострадавшим от общественных бедствий, употребляя на это суммы, специально на случай обществ. бедствий собираемые. В случае войны между иностранными государствами, общество имеет право оказывать помощь и иностранным армиям. Доходы общества слагаются из единовременных пожертвований деньгами и вещами, всякого рода сборов и постоянных членских взносов. Общество состоит: 1) из членов почетных, благотворителей и действительных и 2) из соревнователей; все эти звания присваиваются лицам обоего пола. Делами всего общества заведывает главное управление, находящееся в Петербурге, заведывание же делами местных отделов общества возлагается на местные управления, находящиеся в губернских городах. В отдаленных частях Империи, преимущественно по окраинам ее, учреждаются окружные управления, как посредствующие органы между управлениями главными и местными. Местных комитетов в одном и том же городе может быть несколько; образование специально дамских комитетов, которые, по уставу 1869 г., должны были доставить "лицам женского пола возможность разделять заботы местных управлений", уставом 1889 г. не допускается. Лица женского пола не могут занимать должностей председателя и товарищей председателя главного управления и главноуполномоченных и уполномоченных на театре военных действий. В крепостях могут быть учреждаемы особые крепостные комитеты. Все члены управлений и комитетов исполняют свои обязанности безвозмездно. Главное управление состоит из 25 членов, избираемых в общем собрании общества из числа действительных его членов. Главное управление избирает из своей среды по два кандидата для замещения должностей председателя и двух его товарищей; утверждение в этих должностях зависит от Августейшей Покровительницы общества. Председатель и его товарищи состоят в этих должностях в продолжение двух лет. Шесть членов главного управления ежегодно выбывают по старшинству избрания, но выбывающие могут быть избираемы вновь. Окружные и местные управления состоят из 8-16 действительных членов, местные же комитеты сами определяют число членов своего управления. Окружные и местные управления приводят в исполнение свои предположения не иначе, как по соглашению с главным управлением. В начале каждого года окружные и местные управления составляют годовые отчеты, представляемые в главное управление; последнее составляет общий отчет о деятельности всех органов и учреждений общества. Из всех денежных поступлений, кроме специальных пожертвований для особых назначений, окружные и местные управления и комитеты отсылают ежегодно 10% в главное управление, на расходы по обществу. Из остальных 90%, за вычетом расхода, две трети причисляются к запасному капиталу на надобности военного времени, а одна треть обращается в капитал для пособия увечным воинским чинам. Деятельность общества К. креста в военное время выражается по преимуществу: 1) снабжением военно-врачебных заведений санитарным персоналом, особенно женским и санитарной прислугой; 2) пополнением инвентарей военно-врачебных заведений (перевязочными средствами, хирургическими инструментами, медикаментами, бельем, одеждой, теплыми вещами, посудой и пр.); 3) участием в продовольствии больных и раненых, находящихся в военно-врачебных заведениях; 4) участием в эвакуации раненых и больных (снабжение санитарных поездов, пароходов и сборных пунктов сестрами милосердия и, отчасти, прочим медицинским и санитарным персоналом, а также дополнительным инвентарем и продовольствием); 5) участием в заботах об эвакуируемых внутрь страны раненых и больных воинах (снабжение госпиталей, лазаретов и сборных пунктов внутри страны недостающими им средствами, а также устройство собственных лазаретов). "Если бы встретилась надобность и позволили средства общества", оно, по предварительном сношении с военным ведомством, устраивает на театре войны свои лазареты и формирует временные летучие отряды, действующие на поле сражения. С момента объявления мобилизации средства всех местных органов общества К. креста могут расходоваться лишь по указаниям главного управления. Последнее действует на театре войны: 1) через главноуполномоченных общества, по числу действующих армий, и 2) через уполномоченных общества при военно-окружных управлениях, по числу последних. К 1 января 1894 г. в состав Российского общества К. креста входило 332 учреждения, а именно: главное управление, 6 окружных управлений (варшавское, восточно-сибирское, кавказское, приамурское, степное и туркестанское), 80 местных управлений, 187 комитетов, 49 общин сестер милосердия, 2 общежития для сестер милосердия, 2 учреждения для фельдшериц, 2 убежища для призрения бывших сестер милосердия общества К. креста и 3 инвалидных дома, не считая лечебниц, амбулаторий, приютов и т. п. Особого внимания заслуживает состоящий при главном управлении музей, в который поступают изобретения, направленные к улучшению участи больных и раненых. Сверх того, в ведение общества К. креста в 1894 г. поступили крестовоздвиженская община сестер милосердия (см.) и Максимилиановская лечебница в С.-Петербурге. Во всех учреждениях Российского общества К. креста к 1 янв. 1894 г. состояло 8092602 руб., в том числе 3277999 р. в главном управлении и 4814603 р. в местных учреждениях общества. Доход общества составлял в 1893 г. 2314666 р., расход-1457958 руб. Из расходов общества более половины обращается на подготовление сестер милосердия (см.), командируемых во время эпидемий в наиболее пораженные местности, затем на содержание собственных лечебных заведений, где находят дешевую или бесплатную помощь беднейшие обитатели городов. В 49 общинах сестер милосердия, состоящих при учреждениях общества, к 1 января 1894 г. считалось 1074 сестры милосердия и 744 испытуемых; кроме того, 1262 сестры числились в запасе, т. е. вышли из состава общества, но часть их (по крайней мере 25%), в случае надобности, несомненно явится на службу общества. Сверх того, общины, не состоящие в ведении общества К. креста и откомандировавшие в его распоряжение сестер милосердия в минувшую войну, изъявили согласие передать в распоряжение общества, по первому его требованию, 355 сестер. В 1891-93 гг. общество много сделало для вспомоществования пострадавшим от неурожая и эпидемий тифа и холеры. Из местных учреждений общества, выдающихся своей деятельностью в мирное время, особого внимания заслуживает архангельское местное управление, организовавшее врачебную помощь для рыбопромышленников Мурманского берега (см.); туда ежегодно командируется на время промыслов, с марта по сентябрь, врачебно-санитарный отряд К. креста. Расходы по содержанию учреждений Российского общества К. креста, почтовые, телеграфные и канцелярские составляют 5% всех расходов общества. Ср. Moynier, "La croix-rouge, son passé et son avenir" (Париж, 1882); "Handbuch der deutschen Frauenverelue unter dem Roten Kreuz" (Берл., 1881); "Sanitätsbericht über die deutschen Heere 1870-71" (т. I, Берл., 1884); von Criegern, "Das Rote Kreuz in Deutschland" (Лпц., 1883); Treuenpreuss, "Das Rote Kreuz" (Лпц., 1887); von Criegern-Thumitz, "Lehrbuch der freiwilligen Kriegsrankenpflege" (2 изд. Лпц., 1891); Gurlt, "Geschichte der internationalen und freiwilligen Krankenpflege im Kriege" (Лпц., 1893); Гюббенет, "Франко-германская война 1870-71 гг. и русская интернациональная миссия для помощи раненым и больным воинам" (Киев, 1871); Абаза, "К. крест в тылу действующей армии в 1877-1878 гг." (СПб., 1880-82); Ивановский, "Женевская конвенция и право войны" (Од., 1891); Алмазова, "К 25-летию общества Красного креста" (М. 1892 — из "Русск. Архива" 1892 г. № 7).
Коментари